Поиск
Голосование
Вам было бы интересней посетить семинар посвященный теме:
 

Почему малыши плохо себя ведут? (часть первая)

Почему малыши плохо себя ведут? (часть первая)«Мой ребенок дерется со всеми в песочнице, дома происходит тоже, что делать

«Сначала у нас все было хорошо, а сейчаснакормитьуложить  спать, усадить на горшок – все со скандалом!!»

« Моя дочь стала кусаться. Вчера укусила мальчика на площадке. Теперь мы гуляем одни».

«Мой сын постоянно ноет, кричит или закатывает истерики».

«Он все время капризничает и гоняется за мной, я не могу даже сходить в туалет

Вот типичные жалобы мам, чьи дети в возрасте от полутора до трех с половиной лет. Родители не могут понять, что происходит с ребенком. Малыш научился ходить, хорошо развивается, становится независимым и любопытным, и вдруг...ноет все больше и больше, постоянно говорит «нет». Родственники говорят родителям:  «Это вы его избаловали». Однако, так ли это?

Многие  родители переживают сложные периоды воспитания детей, у всех они разные, но обычно труднее всего бывает с детьми от двух до трех с половиной лет и подростками. С первыми бывает сложнее, потому что они не могут объяснить чего хотят и почему.

В первый год жизни мама и малыш очень близки, мама решает, когда и что малыш будет делать : спать, есть, гулять, играть, одеваться.  Но вот ребенок подрастает и становится самостоятельным, он учиться ходить, играть, выбирать интересные ему предметы. Весь предыдущий опыт ребенка показывает ему, что он центр вселенной. И действительно, стоит только  закричать, к нему сразу подходят, меняют подгузник, кормят, поят, берут на ручки. Он привык, что взрослые исполняют все его желания. Но по мере его роста и развития, желания становятся все более сложными и разнообразными.

Вот здесь то и подстерегает первая неудача. Мама не дает стучать ложкой по тарелке, «рыбачить»  в унитазе, тыкать острым в глаза, снимает с качелей и ведет домой. Единственная реакция ребенка – протест. Сейчас перед ним встает самая важная задача, которая решается именно в этом возрасте, - понять, что не только у него, но и у других людей есть свои чувства и желания, а также существуют общие правила, которым надо подчиняться. Это одна из самых важных в жизни  задач и освоить ее непросто. Известный детский психолог Маргарет Маллер называет этот период психологическим рождением.

В возрасте двух лет маленький человек пытается регулировать свои чувства, это приобретение первых навыков общения с миром и людьми. Малыш с рождения является исследователем, «ученым в колыбели». Ему невероятно интересно узнать, как устроен мир. С самого рождения он исследует свое тело, предметы находящиеся рядом, лица людей. Потом он пытается что-то делать с предметами (стучать, бросать, пробовать на зубок). Каждая мама может вспомнить период, когда ребенок с удовольствием выкидывает игрушки из кроватки, коляски или манежа, и выглядывая, смотрит на них. С определенного возраста малыша начинают интересовать реакции людей на его действие. Например, мой полуторогодовалый внук знает, что стучать пультом по экрану телевизора не надо, однако, опять и опять повторяет эту процедуру и весело смеется, когда его ловят и водворяют пульт на место. Делая то, что запрещено, маленький проказник все время смотрит на взрослых, наблюдая за реакцией взрослых. Как смешно бежит и кричит бабушка, когда он отважно забирается на высокую горку, или какими большими становятся мамины глаза, если рисовать ее помадой по столу.

Практически любое поведение ребенка является  намеренным, он ведет себя так только по двум причинам: понять,  как устроен мир и привлечь внимание взрослых.  А самый простой способ привлечь к себе – это сделать что-нибудь запрещенное. Например, двухлетняя Лариса,  если ее мама встречает во время прогулки знакомую и начинает говорить с ней, сначала тянет мамину руку, а потом бежит на проезжую часть дороги. Когда мама крепко держит ручонку, Лариса закатывает рев и, мама вынуждена заниматься только дочкой, прекратив всякие разговоры. Или другой пример: трехлетний Ваня начинает прыгать на диване и бросать подушки на пол с громким криком всякий раз, когда мама и бабушка начинают смотреть сериал.

Но самый главный вывод, к которому придет ребенок в результате своих экспериментов – это то, что при всей схожести реакций взрослых  все они разные, и у каждого есть свои представления и собственные идеи. А самым удивительным открытием  ребенка будет то, что его желания и желания других людей могут различаться. Так дети в раннем возрасте осваивают одну из социальных концепций – представление о другом (theoryofmind).Именно в этот момент проклевываются ростки эгоизма или альтруизма, это нужно знать родителям, мечтающим о стакане воды на старости лет от своих детей.

Дети, чье поведение родители называют «ужасным», очень упрямы, они все время настаивают на своем. Это закономерный шаг в развитии самостоятельности. Однако это не означает, что  у них не должно быть никаких ограничений. Наличие многих правил делает жизнь более безопасной, а также помогает ребенку не перевозбуждаться. Но когда правил чересчур много, либо еще хуже, взрослые то разрешают, то запрещают, жизнь превращается в бесконечную битву за власть, где победителем зачастую становится малыш. Например, мама строго настрого запрещает брать Коле мобильный телефон, папа  разрешает, бабушка то запрещает, то разрешает. Полуторогодовалый Коля хватает телефон и смотрит на реакцию взрослого, понятно, что при таком раскладе он добьется от семьи папиной реакции. Маленькая победа будет одержена,  опыт приобретен и можно будет двигаться дальше. Другое дело, если бы в семье договорились, что телефон Коля не получит, «это нельзя, а вот это (например, детский телефончик или другой предмет) можно» - закрепился бы другой опыт, вернее правило.

Есть несколько вещей, которые практически нельзя заставить сделать ребенка против его воли – это есть, спать и пользоваться горшком. И часто что-то из этих вещей становится камнем преткновения в отношениях родителей с ребенком

Как себя вести в такой ситуации? Прежде всего, успокойтесь сами и прекратите переживать, что ваш ребенок будет голодать, его замучает бессонница в будущем либо он никогда не научится пользоваться горшком. Ребенок ведет себя так не для того, чтобы испортить вам жизнь. Думаете ему просто опробовать новые стратегии поведения? Старайтесь не расстраиваться , если в этот период ребенок ведет себя асоциально. В конце концов дети, которые не переживают ярко трудности своего роста и взросления имеют меньше шансов на творческий креативный подход к жизни. А ваш бунтовщик учится и учит вас заодно терпению и мудрости, которые у вас несомненно будут прибывать, если вы внимательный и любящий родитель.

Нина Атучина, психолог

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить