Поиск
Голосование
Вам было бы интересней посетить семинар посвященный теме:
 

Психогигиена эмоциональной жизни

psikhogigiena-emotsionalnoj-zhizniВ эмоциональной жизни современного человека действуют две разнонаправленные тенденции

Первая характеризуется возрастанием интенсивности и частоты эмоциональных нагрузок, которые подкрепляются особенностью современной жизни: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. На это человек реагирует переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски, отчаяния.

Вторая характеризуется негативным отношением к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль, как в политической, так в личной жизни отдельного человека. Это связано с рядом ценностей, культивируемых в современном мире: культом рационального, логического подхода к жизни, ценностью внешнего благополучия и успеха.

В своей практике отмечаю, что под «оболочкой» процветания и стремления в глазах окружающих выглядеть успешным, люди тщательно скрывают свои проблемы и трудности. Так, например, мать тяжело больного ребенка тщательно скрывает факт болезни, так как боится, что её сочтут плохой матерью или за образом успешной, процветающей, но с частыми заболеваниями и с лишней полнотой женщины, скрывается «маленькая плачущая девочка». Таким образом, происходит некое пожертвование источниками возможной помощи ради картины внешнего благополучия.

Перед психологами-консультантами и воспитателями-практиками встает задача по воспитанию культуры чувств и приобретению основных навыков психогигиены эмоциональной жизни. Основным условиям здоровой эмоциональной жизни является изменение ценностного отношения к эмоциям и снятие запрета на чувства, понимание их важной, действенной и позитивной роли в жизни человека, развенчивание стереотипов обыденного сознания, принимающих и запрещающих определенные эмоции: «следует полностью сдерживать гнев в общении», «плакать прилюдно стыдно и неприлично», «страх – признак слабости», «буйное проявление радости – признак развязанности»,   «девочка должна быть вежливой и мягкой», «мальчик должен быть смелым и решительным» и т.д. Очень важно довести до сознания как взрослого, так и ребенка, что человек биологически устроен так, что эмоции неизбежны и их испытывают абсолютно все люди. Важно научиться правильно обращаться со своими эмоциями. Для этого психолог и воспитатель должны хорошо знать аргументы в «защиту» эмоций, их позитивной роли в познавательной деятельности, общении, жизненном самоопределении, в творческой деятельности.

Наши чувства в контакте с разными людьми также являются важными сигналами, игнорирование которых может привести к ошибкам в оценке людей, разочарованиям и разрывам отношений. Открытое проявление чувств – необходимое условие глубокого, доверительного, теплого эмоционального контакта. Люди, скупые на проявление чувств, но ожидающие этих проявлений от других, часто жалуются на одиночество, дефицит тепла, внимания, ласки. Самопонимание – необходимое условие самоопределения в трудные моменты жизни невозможно без осознания собственных эмоций, и следовательно, чувств.

Важнейшим навыком эмоциональной психогигиены является осознавание чувств при их малой интенсивности. Для развития этого навыка необходимо научиться направлять фокус внимания на свои душевные состояния, а не на внешние события.

При консультировании, мне довольно часто приходится сталкиваться с тем, что человек не может вербализовать (высказать) чувства из-за суженого эмоционального словаря. Расширение эмоционального словаря чрезвычайно важно для развития эмоциональной психогигиены – вербализация чувств. Для совладания с чувством и понимания  его сигнального смысла необходимо «развернуть» его предметное содержание – обозначить словами не только само чувство, НО и сопровождающие его полуавтоматические (непроизвольно текущие) мысли. Для этого есть рекомендация: ведение дневника по особой форме – страница разбивается на три колонки – «ситуация», «чувство», «автоматические мысли». И по этому дневнику ведется самонаблюдение при определенных ситуациях с занесением в дневник результатов.

Следующая задача эмоциональной психогигиены – дифференциация чувств. Часто за труднообъяснимыми эмоциональными состояниями – «напряжение», «скованность» и пр., как правило стоит целая гамма вполне конкретных эмоций с отчётливым предметным содержанием.

Повышение способности к осознанию, дифференциации и вербализации чувств позволяют поставить задачу управлять ими. Однако описание глубинной психотерапии не входит в задачи данной статьи. Задача познакомить с важной темой эмоционального здоровья. Работая с символами с образами в методе символдрама представляю свои услуги психолога. Так при определенных мотивах («сновидения на яву») появиться удивительная возможность прикоснуться к своему внутреннему миру и посмотреть на эмоциогенную ситуацию с другой стороны, со стороны символов, образов и впечатлений.

Статью подготовила психолог психологического центра «Август» - Мария Следенко.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить