Поиск
Голосование
Вам было бы интересней посетить семинар посвященный теме:
 

Аня Дробот - Творческий процесс

Что такое творчество? Что происходит во время этого процесса? Психоанализ дает нам достаточно точное объяснение его природы, а также его выгодности, как для автора, так и для публики. Фрейд признал свою неспособность к полному, на мой взгляд, оцениванию творческого дара, с помощью психоаналитического метода.

Креативный процесс, согласно Фрейду, представляет собой альтернативу невроза, что является защитным механизмом, ведущим к произведению социально приемлемого ресурса развлечения и удовольствия для публики. Это происходит для того, чтобы творец имел возможность, вместо проявления симптомов, превратить свои фантазии в художественные произведения.

Бессознательное играет важнейшую роль в творческом процессе. Акт создания возможен благодаря либидо, энергии ид, а также защитному механизму, который считается самым продуктивнымсублимации. Превращая сексуальное желание в культурную манифестацию с помощью эго, сублимация делает мысли бессознательного более приемлемыми для сознания, и также ведет к чему-то продуктивному и, кроме того, приятному для остальных.

В творческом процессе задействованы защитные механизмы, такие как конденсация и вытеснение, – эти термины также используются для работы над процессом сна, благодаря роли бессознательного в обоих этих состояниях.

Искусство как таковое может быть отнесено к защитным механизмам. Произведение искусства для создателя может являться исполнением его желаний, или удовлетворением фантазий, отрицаемых принципами реальности, или запрещенными моральным кодексом. Искусство, таким образом, является средством выражения различных психических давлений. Художник может работать с его собственной фантазией, замещая удовлетворение путем сублимации, в социально приемлемой форме – в форме искусства, чтобы другие могли им насладиться. Он перерабатывает личное в своих мечтах, фантазиях в нечто, чем он может поделиться с общественностью.

Искусство рассматривается как область, соединяющая фантазии с реальностью, с помощью него художник имеет возможность восстановить этот контакт. Фрейд сравнивает фантазии художников с детскими фантазиями: спектакль предполагает контроль - поддержание контакта с реальностью – равно как и фантастика. Точно так же, как в детской игре, фантазия художника формирует внешний мир в соответствии с его желаниями, создавая целый мир фантазий, где он может удовлетворить желания бессознательного.

Некоторые считают, что творчество связано с репрессиями и болью. Фрейд утверждал, что художники используют свои работы, чтобы спроецировать вовне свои неудовлетворенные фантазии. Однако, по его мнению, хорошее стихотворение является результатом сублимации, а не репрессии. Кроме того, у художника есть способность создавать и не страдать после этого от невроза.

И тем не менее, в какой степени творческий процесс является продуктом только бессознательного материала, который может привести к неврозу? И, следовательно, в какой мере мы можем признать и отличить творческие, оригинальные произведения от воспроизведенных «похожих», не новых, с использованием материала, созданного другими?

Любое творчество представляет собой компромисс между бессознательным и осознанным намерениями его автора. Согласно Фрейду, художник может выбирать и изменять бессознательный материал. В сочетании с тем, как художник превращает свои эгоистические фантазии во что-то приемлемое для публики, это может рассматриваться в качестве части художественного дара. Фантазии человека, одаренного художественным талантом, дают нам удовольствие, в то время как заурядный мечтатель может оставить нас равнодушными, либо даже вызвать в нас отвращение. Или же, хотя мы, возможно, обнаружим, что его фантазии имеют нечто общее с нашими, его «творение» не будет иметь то же значение, как произведение истинного, талантливого художника, и обычный заурядный мечтатель не будет заинтересован в демонстрации своей работы перед публикой.

Вместе с этим, то, каким образом художник достигает этого эффекта удовольствия, является, по Фрейду, его «сокровенной тайной». Так же, как дар художника и стоимость его работы, эти вещи нельзя объяснить с помощью психоаналитических исследований, как утверждает Фрейд. Я бы сказала, он не полностью объяснил, хотя и пытался это сделать, однако талант не является чем-то, что может быть в полной мере осознано путем разъяснений из любой другой области. А стоимость работ определяется с помощью формальных, поверхностных критериев; в то время как психоанализ показывает, что происходит во внутреннем мире художника и общественности, и как это влияет на них обоих. Кроме того, будь талант объясним, мы все могли бы узнать, как приобрести этот навык, что вовсе не представляется возможным.

Ссылки

S. Freud: A Short Account of Psychoanalysis (1924)
S. Freud: Civilization and its Discontents (1930)
S. Freud: Creative Writers and Daydreaming (1908)
S. Freud: Delusion and Dreams in Jensen's Gradiva (1907)
S. Freud: Five Lectures on Psychoanalysis (1910)
S. Freud: The Interpretation of Dreams (1900)

Перевод с английского – Татьяны Антроповой.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Лечение бесплодия у мужчин

Порядок организации поездки на лечение

clinica-akopyana.ru