Поиск
Голосование
Вам было бы интересней посетить семинар посвященный теме:
 

Что такое характер

chto-takoe-kharakter

Традиционно в психологии и психоанализе термин «характер» используется для обозначения конфигураций поведенческих черт. «Анальным характером» называют компульсивный личностей, «Истеричный характер» - театральные личности,

«пассивно-агрессивный характер» людей с вытесненной агрессией, «нарциссический характер» - эгоцентристов.

Эмоциональные переживания принимают форму характера в контексте человеческих взаимодействий, это повторяющиеся паттерны из детско-родительских отношений и воспитания ребенка в целом, которые в будущем формируют определенный эмоциональный опыт, особенно если это опыт значимых отношений. Все это находится в бессознательном, но оно не вытеснено, а просто находится за пределами рефлексии. Мы только чувствуем наши переживания, не задумываясь об их смысле и как это происходит. Совокупность дорефлексивных организованных структур и есть характер человека, и он сам.

С этой точки зрения не может быть типов характера, т. к. эмоциональный опыт каждого человека уникален и единичен. Его особенности проявляются во всех сферах жизни человека, как в малозначительных, так и в важных (фантазиях, творческой деятельности, отношениях с близкими, профессиональной деятельности, психологических особенностях и нарушениях). Психоаналитическая терапия является диагностическим методом для выявления этих дорефлексивных структур в отражении сознания, чувств и действий человека.

Ранние переживания ребенка, в которых его чувства игнорировались, девальвировались, за которые его стыдили или наказывали имеют важные последствия в формировании характера. Ребенок может приобрести бессознательное убеждение, которые не всегда будут являться адекватными психологическими защитами. Завышенная самооценка может быть последствием нарушения эмоционального восприятия, идея быть идеальным может стать центральной в жизни. Невозможность достичь идеала вызывает эмоциональные переживания неполноценности (чувство одиночества, стыда, ненависти к себе), также будут ожидания презрения и отвращения от окружающих. Вера в это лишь помогает разрушать отношения с ними.

Также происходит серьезное сужение горизонтов эмоционального переживания и это вызывает чувство ощущения опасности, как в общем так и в конкретных ситуациях. Когда чувства ребенка отвергли или не приняли во внимание, он воспринимает, что его переживания не важны и должны быть подавлены. Человек, при этом, становится эмоционально зависимым от других. Его эмоциональная зрелость остается в зачаточном состоянии и отыгрывается телесно, что часто приводит к психосоматическим заболеваниям.

Знакомство с дорефлексиными чувствами при психоаналитической терапии помогает скорректировать характер. В психоаналитическом обществе давно шли дебаты по поводу роли когнитивного понимания и эмоционального осознания в процессе терапевтического изменения. На самом деле познание и эмоции, чувства и мысли невозможно разделить (если только не в патологии).

Терапевтическим моментом является не только аналитическое понимание и интерпретация настоящего и прошлого, но и чувства и их принятие, возможность заново пережить травмирующие моменты в безопасной обстановки и тем самым получить новый жизненный опыт.

Адаптивные защиты становятся более гибкими и более сложными, контроль старых защит ослабевает и эмоциональные переживания становятся адекватными и прекрасно вплетаются в жизнь, помогая лучше понимать других людей, тем самым, улучшая качество жизни человека. Возможно это и есть изменение характера :)

Михаил Ожиринский психоаналитик, группаналитик

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить