Поиск
Голосование
Вам было бы интересней посетить семинар посвященный теме:
 

Аня Дробот - Фрейд о смерти

Смерть, «великое Неизвестное», «величайшее из несчастий», также названная Фрейдом «целью жизни», должна быть нам сознательно известна. В конце концов, «каждый должен смерть природе».

Мы по-разному относимся к самому факту смерти, и наше отношение или реакции на это явление влекут за собой различные последствия.

Наша собственная смерть: в нашем подсознании мы бессмертны

«Представить собственную смерть действительно невозможно». Потому что, как считает Фрейд, «[...], когда мы пытаемся сделать это, мы считаем, что мы на самом деле все еще присутствуем в качестве зрителей». В самом деле, мы, можно сказать, оказываем помощь в нашей собственной смерти, будто тот, кто умирает, в нашем воображении -  другое лицо. Мы не можем себе представить состояние смерти, отсутствие способности, например, думать или смотреть. Мы не способны принять факт собственной смерти, «никто не верит в собственную смерть». Как утверждает Фрейд, «бессознательно каждый из нас убежден в собственном бессмертии». Отсутствует чувство движения времени; в нашем бессознательном время не работает в хронологическом порядке.

Такое бессознательное убеждение в том, что с нами ничего не может произойти, может быть рассмотрено как «тайна героизма».

Страх смерти

Поскольку мы еще не прошли через опыт смерти (мы никогда не умирали раньше), и подсознательно смерти для нас не существует, мы не можем испытывать страх смерти как таковой. Когда мы говорим, что боимся смерти, по Фрейду, мы на самом деле можем опасаться чего-то еще – таких явлений, как одиночество, кастрация, различные неразрешенные конфликты, или же страх смерти может быть вызван чувством вины. Тем не менее, Фрейд также отмечает, что страх смерти «охватывает нас чаще, чем нам кажется».

Смерть других

Обычно мы осторожно говорим о чьей-то смерти, когда соответствующие лица могут нас слышать, мы «холодеем» при мысли о чужой смерти, особенно, если смерть кого-либо может каким-то образом быть нам выгодна. Однако, дети без стыда и заззрения совести могут угрожать другим, даже близким людям, возможностью умереть.

Когда кто-то умирает, мы обычно стараемся придать смерти характер случайности, возлагая вину на несчастный случай, возраст, болезни и т.д.

Мы также, как правило, имеем определенное отношение к умершему, «нечто вроде преклонения перед тем, кто справился с очень трудной задачей», как считает Фрейд, и относимся к умершему даже с большим уважением и вниманием, чем к живым.

Смерть незнакомцев и врагов

Первобытного человека не тяготил факт чужой смерти или убийства тех, кого он ненавидел, он просто следовал своему инстинкту.

Кроме нашего, ставшего скрупулезным, отношения к совершению убийства, мы принимаем смерть незнакомых и врагов, и приговариваем их к смерти «довольно быстро и без колебаний», подобно первобытнмоу человеку.

Смерть близкого

Реакцией первобытного человека на смерть близкого стала вера в другие формы существования, духов и т.д. Концепция жизни после смерти была возникла благодаря нашей «упрямой памяти о погибших».

Вера примитивных людей в то, что близкие стали демонами после своей смерти -  результат «отношения к смерти как величайшему из несчастий», таким образом, умершие считались «недовольными своей судьбой». Смерть насильственная или вызванная магией «делает душу мстительной и наделяет ее скверным характером». Страх смерти и страх перед мертвыми в таком случае превращало в первобытном сознании «душу, лишенную материальной оболочки», во что-то злое.

Создание религии, по Фрейду, помимо всего прочего, приписывается иллюзиям смотрящих в лицо смерти.

Отрицание смерти

Вера в предыдущие жизни, в переселение душ, реинкарнацию – результат отрицания смерти.

Двойственность отношения к смерти близких

Человек может испытывать двойственное чувство по отношению к смерти близких, так как он может воспринимать их как «сокровенный объект владения» и как частично незнакомых или врагов. За очень немногими исключениями, наблюдается некоторая враждебность в бессознательном желании смерти даже самым близким людям.

Такое двойственное чувство может вызвать невроз. Фрейд приводит примеры чрезмерного беспокойства за благополучие близких, и необоснованных упреков в смерти кого-то дорогого.

Желание смерти

Хотя бессознательное цивилизованного человека и не предполагает убийство, оно думает об этом, и оно этого желает, и это достаточно существенно. Причиной желания смерти является наше бессознательное стремление избавиться от тех, кто «стоит на нашем пути, от тех, кто нас обидел или травмировал». Фрейд приводит в пример выражение «Черт его побери!», где черт является эквивалентом смерти. Наше сознание, «подобно древнеафинскому кодексу Драконта», «не знает иных наказаний за преступления, чем смерть».

Самоубийство

Невротики, склонные к самоуничтожению, могут быть отнесены к категории тех, кто в конечном итоге совершает самоубийство.

Самоубийство не является инстинктом смерти. Последнее не обязательно выражается в самоубийстве. Напротив, данный инстинкт – естественное явление в развитии человеческой личности.

Инстинкт смерти

Инстинкт смерти - это разрушительный инстинкт, имеющий целью «преобразовать живое в неограническую форму». Фрейд предлагает следующее объяснение: это происходит потому, что живые существа возникли позднее объектов неживой природы, и встали наряду с ними, и, таким образом, инстинктивно они стремятся к возвращению к более ранней форме существования. Любые изменения, происходящие в течение жизни организма, принимаются консервативными органическими инстинктами и хранятся для дальнейшего повторения. Эти инстинкты неизбежно дают иллюзию тенденции к изменениям и прогрессу, в то же время пытаясь достичь древней цели. «Это противоречило бы с консервативной природе инстинктов, если бы целью жизни было состояние, которое никогда еще не было достигнуто».

Несмотря на это, смерть - это нечто естественное, и мы относимся к этому по-разному. Наше разное отношение к смерти обусловлено существованием различных убеждений, как например, веры в жизнь после смерти. Конечно, именно в нашем подсознании кроется причина большинства наших убеждений и поведения, и даже самого чувства по отношению к смерти.

Ссылки

S. Freud, An Outline of Psychoanalysis (1940)
S. Freud, Beyond the Pleasure Principle (1920)
S. Freud, The Interpretation of Dreams (1900)
S. Freud, Thoughts for the Times on War and Death (1915)
S. Freud, Totem and Taboo (1912-1913)

Перевод с английского – Татьяны Антроповой.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить